В египте нашли скульптуру «идеального правителя» всех времен и народов

В египте нашли скульптуру «идеального правителя» всех времен и народов

Седая старина сохранила для вечности имена многих великих деятелей прошлого.

Одни из них запечатлелись в памяти поколений как великие завоеватели, другие как обладатели фантастических богатств. Третьих будут до скончания времен проклинать как величайших злодеев.

Однако лишь единицы из этих «суперзвезд» могут похвастаться тем, что люди будут помнить о них как о мудрых правителях, обеспечивших своим согражданам достойную жизнь, свободу и процветание. Одним из первых в этом ряду стоит римский император Марк Аврелий.

Бюст знаменитого «философа на троне» обнаружили археологи в ходе раскопок в древнеегипетском храме Ком-Омбо на юге Египта. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заявление египетского министерства по делам древностей.

По словам главы департамента Древнего Египта Аймана Ашмауи, находка в виде кучерявой головы императора с бородой имеет размеры 40 см. на 33 см. на 34 см. Кроме того, добавил он, обнаружен и фрагмент безголовой статуи из песчаника.

Сейчас ученые надеются сопоставить эти два артефакта.

Марк Аврелий — последний из представителей так называемой пятерки «хороших императоров». Пять правителей из одного рода правили с 96 по 180 год, и именно на этот период припадает пик развития и наивысшего расцвета Римской империи.

Это время существования Римской империи историки назвали «золотым веком». Напомним, что Египет являлся провинцией Римской империи с 30 года до н.э. по 395 год н.э.

Однако, хотя Марк Аврелий и неоднократно бывал на земле пирамид, где оставил о себе память как о «великом гражданине и философе», находки бюстов императоров здесь большая редкость.

Марк Авре?лий Антони?н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона) — римский император (161—180) из династии Антонинов, известен как человек, воплотивший мечту Платона о «государстве философов». Это была в полном смысле империя, а не афинская демократия.

Но тем не менее, Марк Аврелий сумел личным примером доказать, что благородный правитель вполне может преодолеть недостатки даже самой «антинародной» как бы сказали сейчас системы. Когда какой-то острослов назвал его за спиной «философствующей бабкой на троне» он отнюдь не приказал разыскать и распять наглеца, а лишь усмехнулся в бороду.

И запретил преследовать вольнодумцев, странствующих философов. В своей деятельности Марк Аврелий следовал принципам стоицизма. В основу мировоззрения императора легли взгляды философа из Греции, жившего в Риме на правах раба, Эпиктета.

Как и все стоики, тот учил смирению – принимать окружающий мир таким, каким он создан, не горевать и не роптать из-за его несовершенства. Независимо от того, раб ты или всемогущий властитель.

Однако, это не означало пассивного следования «судьбе», раболепного преклонения перед ней. В основе мировоззрения стоика лежит нравственный закон.

Стоицизм на протяжении веков претендовал на роль универсалистской религии, лишь в драматической борьбе уступившей место христианству. Согласно учению стоиков, все люди — граждане космоса как мирового государства.

Именно тогда зародилось понятие космополитизм. Космополитизм стоиков уравнивал перед лицом вселенского закона всех людей: свободных и рабов, эллинов и варваров, мужчин и женщин. Спокойствие перед лицом смерти не означало социальной индифферентности.

Напротив, каждый человек, даже не обладая верой в райские кущи за гробом должен следовать своему долгу. Приверженцы учения практиковали пренебрежение к богатству, терпение, простоту в отношении пищи и одежды и полное пренебрежение ко всякого рода удобствам.

Причем, это были не одни лишь красивые слова. Чтобы не обременять сограждан новыми налогами ради покрытия растущих военных расходов (империя вела войны от Месопотамии до Рейна), он решил пополнить государственную казну, проведя большой аукцион по продаже принадлежащих ему художественных ценностей.

В другой раз, за отсутствием средств на ведение военной кампании, Марк Аврелий продал и заложил все, что принадлежало ему лично и его семье, включая драгоценности и одежду. Торги длились более двух месяцев — так были велики богатства императора, с которыми он тем не менее не пожалел расстаться ради общественной пользы.

Вдумаемся, много ли в наше время найдется сильных мира сего, готовых извлечь хоть часть своих миллиардов из багамских оффшоров ради общественного блага? Милосердие императора казалось делом непонятным даже для его современников.

Как пишет римский историк Капитолий: «Он старался за каждое преступление налагать меньшее наказание, чем какое положено по закону».

Свобода — духовная и физическая, согласно учению стоиков, являлась важнейшим условием человеческого существования. Однако над всеми главенствует закон. Государь — не самовластный деспот, пользующийся в корыстных целях «служебным положением», а первый подданный закона.

Он лишь временно распоряжается государственным достоянием. За полтора тысячелетия до Авраама Линкольна и отмены крепостного права в России он оказал великие благодеяния рабам.

Некоторые наиболее чудовищные стороны рабства были смягчены. Допущена, возможность оспорить несправедливости владельца по отношению к рабу. Виды телесных наказаний определены законом.

Убить раба становится преступлением. Чрезмерно жестокое обращение признается проступком, обязывающим владельца продать несчастного, которого он истязал. Наконец, раб появляется в судебных учреждениях, становится личностью, членом общества.

Он владеет личным достоянием, получил право заводить семью.

Далекому от завоевательных амбиций Марку Аврелию доводилось неоднократно участвовать в военных действиях. В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы.

17 марта 180 года император скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен.

Сергей Путилов

Что скрывает египетский Сфинкс


Читать также:

Читайте также: