Отказ украины от федерализации неизбежно ведет к распаду — «антимайдан»

Отказ украины от федерализации неизбежно ведет к распаду - «антимайдан»

Эксперты настаивают на том, что отказ от федерализации на Украине формирует нарастание противоречий между регионами и центральной властью. Альтернативы федерализации для существования государства с нынешними границами нет, заключают они.

Отказ Украины от федерализации приведет к распаду страны, однако инициированная региональными элитами федерализация в стране уже де-факто происходит, считают российские и украинские эксперты.

Киевский областной совет на прошлой неделе попросил руководство страны ввести в конституцию положение о прямых выборах губернаторов, которых сейчас назначает глава государства по представлению правительства. Президент Петр Порошенко назвал инициативу прямым шагом к федерализации, которой он не допустит.

Изменение конституции Украины в части децентрализации страны с учетом интересов Донбасса — один из ключевых пунктов минских соглашений по урегулированию конфликта на Донбассе. Эти правки должны были быть приняты до конца 2015 года.

Верховная рада в конце августа 2015 года одобрила в первом чтении президентский проект децентрализации, теперь ожидается второе чтение, а среди украинских политиков идут дискуссии о необходимости принятия таких изменений.

Альтернативы федерализации нет

Отказ Украины от федерализации угрожает целостности страны и может привести к распаду государства, полагает директор расположенного в Москве Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко. Если страна не пойдет по этому пути, угрозы ее существованию возрастают резко, и сам факт ее существования в едином формате ставится под большую угрозу.

Не мне вам рассказывать силу центробежных тенденций между региональной элитой и киевскими элитами, — заявил он в ходе прошедшего в пресс-центре Комсомольской правды круглого стола.

Украина должна будет прийти к пониманию необходимости федерализации уже в самое ближайшее время, полагает эксперт. Украина придет к этому рано или поздно — скорее раньше, чем позже — может быть, даже в этом году это уже случится, просто исходя из понимания, что если есть интерес сохранить Украину единой, конечно, она должна быть с возможностью выбирать региональную власть на местах и в федеративном формате, — считает он.

С ним согласились другие участники круглого стола. Руководитель Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко уверен, что федерализация Украины — объективный процесс, который давно начался и сейчас набирает силу.

Остановить его нельзя. Можно попытаться его притормозить, но торможение приведет к нарастанию противоречий между регионами и центральной властью.

Процесс нарастания противоречий на определенном этапе неизбежно приводит к взрыву и распаду. Если вовремя не организовать федерализацию, то можно получить распад, — уверен Ищенко.

Порошенко сейчас находится в критической ситуации, из которой нет выхода, считает аналитик. Он не может поломать ситуацию внутри страны и пойти на реальную федерализацию так, как это предусмотрено в минских соглашениях, потому что против этого выступает элита, сосредоточенная в центре — парламент, правительство, его собственная команда — тогда они утрачивают рычаги власти и выбрасываются на политическую помойку.

И он не может не реализовывать этот, потому что от него этого требуют его иностранные партнеры, от него это требуют региональные элиты, — объясняет политолог.

Схожей точки зрения придерживается президент российского Фонда развития институтов гражданского общества Народная дипломатия Алексей Кочетков. Альтернативы нет никакой абсолютно, вопрос только в способах реализации проекта федерализации.

Если правильно к этому вопросу подойти, это действительно может продлить, по крайней мере, на какое-то время существование Украины как единого государства, пусть даже и в нынешних ее границах, — считает он.

Но Кочетков полагает, что проблему федерализации Украине нужно было решать десять лет назад, а сейчас болезнь зашла очень глубоко. Украина долгое время боролась за какой-то свой особый статус, и она этого добилась наконец-то, она стала главным больным человеком Европы (оборот появился в XIX веке, когда так называли Турцию).

И теперь соседи усиленно ищут пути излечения этой болезни — в том числе предлагают как один из рецептов федерализацию, — сказал Кочетков.

В качестве аналогии он приводит историю Польши, которая, по словам Кочеткова, в XVIII столетии оказалась в схожей ситуации. Польские элиты проявляли полную неспособность к компромиссу, в Польше периодически вспыхивали внутренние гражданские конфликты, и соседи этой страны все больше и больше втягивались во внутрипольские разборки.

Чем все это закончилось, мы прекрасно с вами все знаем — Польша исчезла с политической карты мира как независимое государство, ее просто разделили соседи, которые от этого больного человека элементарно устали, — объясняет свое мнение Кочетков.

Если украинские элиты не сделают определенных правильных выводов из того, что с ними произошло за последние годы, то они пойдут по пути своего ближайшего соседа, уверен он.

Ползучая федерализация уже идет сама по себе

В то же время эксперты сошлись во мнении, что процесс федерализации в стране де-факто уже запущен, причем достаточно давно. По факту ползучая федерализация, феодализация, конфедерализация или децентрализация, она идет сама по себе- В этом же плане можно рассматривать и предложение о выборности губернаторов.

Это одна из частей объективно идущего процесса, который затормозить Порошенко, сколько бы он ни говорил, что он этого не допустит, не сможет, — уверен Ищенко.

За последние два года украинское государство критически ослабело, в результате чего местные элиты сейчас обладают, по сути, значительно большей властью, чем Киев, считает аналитик. Особенно этом заметно в бюджетообразующих областях, таких как Харьковская, Запорожская и особенно Днепропетровская, которая уже по факту автономизировалась, полагает Ищенко.

Видно, что явочным порядком даже в рамках действующего псевдоунитарного законодательства местные элиты располагают достаточно большой автономией, если у них есть для этого достаточные ресурсы, — заявил он.

Схожие процессы, связанные с автономизацией, будут идти и в других регионах, где местные элиты достаточно сильны, располагают достаточным собственным бюджетом и могут опереться на достаточную экономическую подушку, уверен аналитик. Они просто будут решать свои проблемы независимо от того, что Киев прописал в законах, — считает он.

При этом, по мнению Ищенко, местные элиты будут продолжать оказывать давление на Киев, чтобы их позиция была легализована.

Бондаренко разделяет эту позицию. С этим может Порошенко не соглашаться, не соглашаться (премьер Арсений) Яценюк, но жизнеспособность Украины, в этом я абсолютно убежден, заключена в ее федеративном устройстве.

Тем более что де-факто Украина и является федерацией, потому что — помимо даже Крыма (в составе Украины он имел статус автономии) — мы знаем региональные элиты, которые контролируют зачастую гораздо больше, чем контролирует формально назначенная власть, — объяснил эксперт.

По его мнению, если предложение о выборности губернаторов все же будет реализовано, оно лишь зафиксирует уже сложившийся в регионах статус-кво. Процесс федерализации, процесс выборов губернаторов зафиксирует то, что уже есть на практике.

Если мы представим выборы губернаторов в какое-то ближайшее время, то можно прогнозировать, кто будет выбран в Днепропетровской области. Можно также понимать, кто будет избран в том же Закарпатье, — уверен Бондаренко.

О том, что подобные процессы в Украине идут, говорили и украинские эксперты. Происходит реальная борьба слабеющих региональных элит против еще быстрее слабеющего центра за перераспределение полномочий и финансовых потоков, — сказал украинский политолог Дмитрий Джангиров.

По его словам, в ситуации, когда центр передает часть полномочий на места, но не обеспечивает их соответствующим бюджетом, возникает деунитаризация — процесс, идущий снизу вверх.

Если, допустим, Порошенко примерно представляет, что такое децентрализация, сколько он готов отдать безопасно для центральной власти в его представлении, то деунитарзиация, идущая снизу, где она установится? Ну разумеется, у нее конечная точка — федерализм, — считает Джангиров.

Его поддержал директор фонда Украинская политика Кость Бондаренко. На нынешнем этапе говорить о том, что это уже проявление федерализации, пока еще рано, но по крайней мере можно говорить о том, что сейчас происходит ревизия унитаризма в том виде, в котором он закладывался в конституцию Украины в 1996 году, — сказал он.

Сейчас на повестку дня выносится в Украине тема возможности принятия абсолютно новой конституции. Мне известно, что сейчас как минимум три проекта разрабатываются конституции, в каждом из этих проектов прописывается необходимость выборности глав областных администраций, — рассказал украинский эксперт.

В частности, по его словам, звучит предложение об итальянской модели — сохранение внешне унитарной оболочки при федеративных отношениях внутри страны и сильной регионализации политики. Понятно, что необходимо что-то менять в старом устройстве Украины, а значит, и необходимо принять что-то в статусе глав областных администраций, — уверен эксперт.

Меморандум без гарантий


Читать также:

Читайте также: