«Он отдал все силы для возвращения «феррари» на вершину». умер спаситель итальянских автоконцернов

Тяжелый удар по Скудерии.

Итальянские СМИ первыми объявили о кончине бывшего президента «Феррари» и «Фиат-Крайслер» днем 25 июля, но для Маркионне все по сути закончилось еще раньше — плохие новости о его состоянии и здоровье начали приходить еще в субботу. Как впоследствии выяснилось, Серджио свалили осложнения после операции по удалению злокачественной опухоли из плеча: из-за приступа эмболии (закупорки сосудов) итальянец перенес инсульт, вызвавший необратимые повреждения головного мозга.

Бывший босс впал в кому, но фактически медики просто держали его на аппарате искусственного жизнеобеспечения, пока не стало ясно — некогда грозный управленец, постоянно шантажировавший «Формулу-1», больше не вернется.

«Он отдал все силы для возвращения «феррари» на вершину». умер спаситель итальянских автоконцернов

По уверению итальянских изданий, Серджио заранее знал обо всех потенциальных послеоперационных осложнения, но все равно решил рискнуть. Просто он уже не первый год страдал от боли в плече, вызванной опухолью — он лечил ее кортизоном и старался скрывать от коллег и подчиненных всю серьезность заболевания.

Маркионне спас «Фиат» и «Феррари»

Предприниматель из Абруцци пришел на должность генерального директора корпорации в 2004-м в тяжелый период: в предыдущие 12 месяцев компания потерпела 7 миллиардов долларов убытков и оказалась на грани банкротства. Серджио сократил персонал, ввел новые модели и сократил время доводки машин от стадии проектировки до продаж на рынке с 4 лет до 18 месяцев, а также вступил в альянс с американским гигантом «Дженерал Моторс».

В результате «Фиат» вышел в прибыль размером 2 миллиардов долларов уже к концу 2005 года — столь быстрой и эффективной перестройки автопромышленность еще не знала. Cпустя еще 48 месяцев недавний почти банкрот уже сам слиянием спас от краха «Крайслер» – всего через два года американская фирма тоже впервые за пятилетку зафиксировала прибыль.

Всего за время своего правления в Турине Серджио увеличил стоимость компании в десяток раз и вывел ее акции на Нью-йоркскую биржу.

С «Феррари» случилась похожая история: к 2014 году престижная марка из Маранелло растеряла немалую часть своего шарма и стремительно катилась вниз в Кубке конструкторов «Формулы-1». Лука де Монтедземоло, не сумевший вернуть команду на вершину в 2010-х после целого ряда успешных лет с Михаэлем Шумахером и Кими Райкконеном, был вынужден уйти.

Его без отрыва от руководства «Фиатом» сменил Маркионне — и сразу же устроил глобальную перестройку. Причем он не только привел в Скудерию нового руководителя Маурицио Арривабене и позволил ему выстроить технический штаб вокруг молодых инженеров вроде Маттиа Бинотто, но и пригласил к себе одного из лучших пилотов современной «Ф-1» Себастьяна Феттеля (хотя Лука позже приписал заслуги по трансферу себе).

Также Серджио за последние несколько лет заложил и партнерские отношения с «Хаасом» и «Заубером», организовав тем самым команде дополнительное финансирование на развитие болидов. Успехи «Феррари» последних двух сезонов и ее равные сражения с недавним гегемоном «Мерседесом» включают в себя огромный пласт заслуг менеджерского подхода Маркионне.

Неплохо итальянец повлиял и на финансовые показатели автопроизводителя: продажи и доходы росли на 5-19 процентов каждый год, доведя показатели прибыли до выплаты налогов с 91 до 315 миллионов долларов. В результате реструктуризации «гарцующие» тоже вышли на биржевые торги, где их оценили в 8,5 миллиардов (почти вдвое дороже, чем в 2014-м).

Кстати, Серджио собирался уйти из «Фиата» в 2019-м, купить дом в Маранелло и заняться исключительно «Феррари». Но судьба сложилась по-другому.

Реакция гоночного мира

По Маркионне скорбят и коллеги, и целые команды.

«Это печальный день для всей «Формулы-1», – сказал руководитель «Мерседеса» Тото Вольфф. – Мы лишились человека, который страстно поддерживал этот спорт, непримиримого соперника и друга. Все мы сочувствуем семье Серджио и «Феррари» в это трудное время».

«Мы опечалены известием об уходе из жизни Серджио Маркионне. С нашей стороны хотим выразить соболезнования его семье, друзьям и команде «Феррари», – заявили в «Уильямсе».

«Серджио добился колоссальных успехов в автомобильной промышленности и автоспорте, – подчеркнул президент Меджурнародной автомобильной федерации Жан Тодт. – Он полностью посвящал себя работе в «Фиат-Крайслере» и отдавал всю свою энергию, чтобы вернуть «Феррари» на вершину «Формулы-1». Его уход – невосполнимая потеря.

Все в ФИА мысленно с его семьей, друзьями, «Феррари» и всей группой «Фиат-Крайслер».

«Грустный день для мира автоспорта. Вся команда опечалена новостями.

Мы приносим глубочайшие соболезнования его семье, друзьям и «Феррари», – заявили в «Торо Россо».

«Я поражен грустными новостями – согласился с коллегами руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Серджио был преданным и сильным бойцом как на трассе, так и за ее пределами.

«Великолепный лидер и икона автомобильной промышленности», – описал босса соперников Зак Браун из «Макларена».

«Отличный человек, всегда готовый поддержать», – добавил Фернандо Алонсо через твиттер.

Но самым ярким воспоминанием о Серджио поделился один из главных итальянских «формульных» блоггеров Лео Туррини.

«В один прекрасный день после назначения Марккионе на должность президента «Феррари» я был на студии Sky, отработал один эфир и готовился к другому, как зазвонил телефон. Я ответил. «Добрый вечер, я Серджио Маркионе» – сказал голос из трубки.

«А я тогда Наполеон Бонапарт!» – ответил я.

«Слушайте, я не Маурицио Кроцца [итальянский комик]. Хочу, чтобы вы знали: я искренне люблю «Феррари», и говорю так не как ее президент. Я итальянец, но вырос за границей.

А когда живешь за пределами родины, держишься за достойные гордости вещи. Для меня «Феррари» всегда была именно такой, поэтому я никогда не нанесу вред команде, и наоборот, приложу все усилия для ее возвращения на вершину Формулы 1».

С тех пор я старался гнать от себя чувство недоверия к Маркионне. Я не всегда разделял его взгляды, иногда считал его действия и выражения неадекватными.

Но я был уверен, что этот человек – настоящий «феррарист».

Маркионне заменят сразу трое

За 14 лет в «Фиат-Крайслере» Серджио скопил сразу пять руководящих должностей: президент и генеральный директор головного концерна, то же самое в «Феррари» и президент «Мазерати». Их разделили между тремя людьми еще на субботнем внеочередном совете американо-итальянской компании: президентом обеих организаций стал Джон Элканн, генеральное директорство в «Феррари» ушло Луи Камиллери, а «Фиатом» на ежедневной основе будет заправлять Майк Мэнли.

Кто такой Джон Элканн

Внук Джанни Аньелли и наследник большей части состояния одного из самых богатых кланов Италии — теперь он займется управлением автомобильными активами напрямую, больше не скрываясь за спиной опытного менеджера. Именно ему принадлежит компания Exor, в пакет которой входят «Ювентус», издание The Economist, доля в миланском инвестиционном банке Banco Leonardo и многопрофильный холдинг CNH с годовым доходом в 27 миллиардов долларов.

Однако Джону не придется срочно спасать свою собственность от потери ключевого управленца: Маркионне оставил компании в стабильном финансовом состоянии и с модельным рядом вплоть до 2022 года. Единственным вопрос, требующим срочного разбирательства, станут переговоры с владельцами «Формулы-1» по поводу регламента 2021 года, ограничения расходов и перераспределения доходов.

Кто такой Майкл Мэнли

Бывший исполнительный директор марки Jeep теперь возглавит развитие сразу всех брендов, входящих в концерн. Раньше он работал над маркетингом и развитием «Крайслера», так что теперь по сути вернулся к старой должности с увеличенным количеством ответственности и обязанностей.

Он не будет напрямую влиять на дела «Феррари» в «Формуле-1».

Кто такой Луи Камиллери

63-летний мальтиец итальянского происхождения раньше управлял табачной корпорацией «Филипп Моррис» и по сути являлся боссом нынешнего руководителя Скудерии Маурицио Арривабене. Можно сказать, что именно благодаря Луи «Феррари» и приобрела свой цвет и нынешние тесные отношения с «сигаретчиками», ведь именно он в 1996 году протолкнул решение о прекращении спонсирования «Макларена» и переходе к сотрудничеству с итальянцами.

С тех пор реклама «Мальборо» каждый год появляется на алых болидах, а гоночная и табачная фактически намертво срослись.

И Камиллери совсем не новый человек для «Феррари» – он с 2015 года входил в совет директоров и консультировал Марккионе как раз по гоночным вопросам. Мальтийцу не придется с нуля разбираться со всеми вопросами — он сможет сходу приступить к делу в столь непростой для компании период (Скудерия потеряла первое место в Кубке конструкторов «Формулы-1» после недавнего Гран-при Германии), и, как сообщает итальянская пресса, Джон Элканн выдал ему право на полную свободу действий.

Цель, как не трудно догадаться, установлена однозначная: во что бы то ни стало завоевать оба чемпионских титула в 2018-м.

Как пишет итальянский Motorsport, Луи оставит без изменений разработанную и внедренную в гоночную команду менеджерскую систему. И они же поделились интересным инсайдом: якобы новый босс выбрал в качестве своего офиса именно бывший кабинет Луки де Монтедземоло, а не обитель Серджио.

Кстати говоря, обнаружилась еще и связь Камиллери с самим президентом Международной автомобильной федерации Жаном Тодтом: они поучаствовали в основании Института изучения головного и спинного мозга в 2005 году (вместе с Михаэлем Шумахером, бывшим президентом ФИА Максом Мосли, Люком Бессоном и Дэвидом Ротшильдом) и до сих пор его финансируют.

Изменения для «Феррари» и «Формулы-1»

Многие итальянские издания писали о желании Маркионне попробовать впечатлившего гонщика «Заубера» Шарля Леклера в основной команде уже в 2019 году — оттуда и появились слухи о подписании двухлетнего контракта с монегаском. Однако босс гоночной команды под влиянием Себастьяна Феттеля пытался оставить еще на сезон Кими Райкконена — и теперь, возможно, кандидатуру финна хотя бы рассмотрят еще раз.

Все будет зависеть от мнения Камиллери и степени влияния дона Арривабене на бывшего и нынешнего босса.

Также встает вопрос по поводу участия «Альфа Ромео» и других марок концерна «Фиат-Крайслер» в «Формуле-1». Если раньше Маркионне четко знал причины своих действий (потерпеть небольшие убытки в одной компании, чтобы добиться успеха и извлечь больше прибыли из другой), то теперь все подобные решения будут проходить через Майкла Мэнли.

Поскольку он отвечает лишь за благополучие концерна и его не интересуют дела «Феррари», то в случае неудачных финансовых результатов спонсорство «Альфа Ромео» могут без шума прикрыть, лишив Скудерию фактических «фарм-команд». Также с назначением нового управленца на данную должность для Камиллери явно усложнится задача по запуску сотрудничества других команд с прочими брендами из портфолио «Фиат-Крайслер».

Здесь все будет зависеть от мнения и благоразумия Джона Элканна: именно ему отойдет роль медиатора и переговорщика во всех спорных вопросах.

Также коммерсанту придется в срочном порядке разбираться в вопросах политики внутри гоночной серии, потребностей собственного концерна и будущего рынка автомобилей, поскольку в Liberty Media намерены завершить переговоры по новому регламенту 2021 года до конца текущего года. О их ходе ничего не известно уже почти месяц, а последние слухи лишь еще сильнее запутали ситуацию: якобы представители заводов решили все-таки не отказываться от рекуператора тепловой энергии MGU-H, фактически закрыв вход для других автопроизводителей. «Феррари» играла роль главной оппозиции планам американцев, а Маркионне неоднократно высказывал жесткие угрозы по уходу «Ф-1» – и теперь Liberty Media надеется начать переговоры с итальянцами «с чистого листа».

От владельца «Ювентуса» теперь многое зависит, ведь у Скудерии все еще есть право вето и огромные рычаги давления на хозяев серии.

Похоже, от ближайших решений Джона Элканна и будет зависеть будущий облик «Формулы-1».

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dan Istitene, Clive Mason, Valerio Pennicino, Pier Marco Tacca; REUTERS/Alessandro Garofalo, Bernadett Szabo, Handout; globallookpress.com/Jim West

ТОП 5 самых ДЕШЕВЫХ машин в мире!


Читать также:

Читайте также: