Между двух частей света

Между двух частей света

На традиционном деревенском празднике «Сетумаа. Семейные встречи», который состоится в конце августа в Печорском районе Псковской области, соберутся представители маленькой народности сету.

«Этот фестиваль полностью оправдывает своё название, он даёт возможность встретиться родственникам, друзьям, одноклассникам, живущим по разные стороны границы, повидаться друг с другом, а также вживую знакомит псковичей и гостей нашей области с традициями сету: обрядами, фольклором, промыслами, национальной кухней. По сути, это своеобразная площадка для семейных встреч, – рассказывает председатель Печорской общественной организации «Этнокультурное общество народа сету» Хелью Маяк.

Кто же такие сету? Это маленький народ финно-угорской группы, исконно проживающий на территории Печорского района Псковской области и на восточных окраинах соседних уездов Эстонии, до революции 1917 года входивших в состав Псковской губернии.

С русскими сету объединяет религия, с эстонцами – схожесть языка. Хотя русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами», потому что в течение нескольких веков, приняв обряды православия и соблюдая их, сету не имели перевода Библии и соблюдали некоторые языческие ритуалы, почитали бога Пеко, приносили ему дары, верили в обереги.

С национальным языком тоже всё не так просто. Его основой считается вырусский диалект эстонского языка, а по сути – западносетуский язык выру, почти исчезнувший в самой Эстонии в связи с распространением в ней литературного языка.

Сами сету не сомневаются, что владеют самостоятельным языком, не имеющим аналогов в Эстонии. Кстати, язык сету включён в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под угрозой исчезновения».

Всё это наложило определённый отпечаток на культуру этого народа. Чтобы выжить в такой среде, сету научились считаться с другими культурами, но в то же время свято хранить собственные традиции.

Сетумаа, так сету называют свою землю, послужила буферной зоной для восточных и западных народов. Именно об этом поётся в гимне сету: «Kьl’ oll rassх koto tetд’ katх ilma veere pддl» («Очень трудно построить собственный дом между двух частей света»).

Больше всего сету обращают на себя внимание своей одеждой и песнопениями. Одежда с украшениями из серебряных монет и крупной брошью уникальна и своеобразна. В традиционной одежде сету доминирует контраст чёрного, белого и красного цветов.

Сету изучают различные ремесленные навыки в довольно раннем возрасте – именно по этой причине женщины народности сету идеально справляются с созданием изысканных текстильных изделий, используя невероятно сложную технику.

«Наше общество было создано для того, чтобы помочь сету, живущим в Печорском районе, объединить людей, сохранить их культуру, язык. Главной же задачей нашего этнокультурного общества является преодоление разделённости сету путём поддержания контактов между родственниками в Эстонии и России.

И кажется, нам это удаётся», – отметила Хелью Маяк.

По её словам, в настоящее время на территории Псковской области проживают, согласно переписи населения, проводившейся в 2010 году, 187 представителей сету, по неофициальным данным, 240 человек. В том же году сету были официально признаны и внесены правительством России в Единый перечень коренных малочисленных народов России.

«В 1905 году в Печорском районе Псковской области проживали 23 тысячи сету, но с каждым годом нас становится всё меньше и меньше. Когда в 1995 году я возглавила «Этнокультурное общество народа сету», нас было где-то полторы тысячи.

Но, к сожалению, старшее поколение уходит, а молодёжь уезжает учиться, а потом не возвращается в родные места, – отмечает Хелью Маяк. – Безусловно, мне бы очень хотелось, чтобы наши дети жили на земле их предков, чтобы, получив образование, они могли бы вернуться, создать здесь свои семьи, чтобы у них были жильё и работа. А для этого нужны программы поддержки молодых семей».

Схема подключения проходного выключателя


Читать также:

Читайте также: