Челябинск рискует остаться без общественного транспорта

Челябинск рискует остаться без общественного транспорта

Челябинск рискует остаться без общественного транспорта – о нехорошей тенденции, уничтожающей муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи, заговорило все больше экспертов. Тем более что на днях стало известно: автотранспортные предприятия, скорее всего, ждет процедура банкротства – из-за долга в полмиллиарда рублей.

Исчезнет ли муниципальный транспорт с челябинских улиц и что может прийти ему на смену – попыталась разобраться корреспондент ГТРК Южный Урал Яна Сконечная.

Челябинские автобусы и трамваи напоминают ведра не только ржавые, говорят экономисты, но и бездонные. Убыточность городского транспорта – это уже какая-то закономерность.

Сегодня есть долги у этих предприятий, которые копились годами, с 2008 года, – отмечает Евгений Тефтелев, глава Челябинска. – К сожалению, вопросы долгов в пенсионный фонд не были решены, накопились очень большие долги.

Речь идет о полумиллиарде рублей и о двух муниципальных предприятиях – Челябавтотранс и ЧелябГЭТ. То есть, по сути, обо всех троллейбусах, автобусах и трамваях города.

Ситуация не нонсенс. Из года в год эти МУПы объявляют себя убыточными и их долги покрываются из городской казны.

— Как дела в России? Воруют! Именно такой простой причиной объясняет вечную убыточность челябинский политолог.

Андрей Лавров называет МУПы кормушкой для руководителей и чиновников. Говорит, в экономике этих муниципальных предприятий все заточено на то, чтобы никто не понял, куда потрачены деньги и почему их не хватило.

Десять лет назад пытались разбираться, когда в очередной раз нужно было покрывать эту сумму. Я тогда работал начальником информационного управления в Гордуме под руководством Сергея Комякова, и он пытался разобраться, – вспоминает Андрей Лавров, политолог.

– Сколько ни вызывали людей, с главой города это делалось, – никто ничего не понял. То есть прекрасные экономисты не могут понять, что там происходит на самом деле.

Вникнуть в дебет и кредит Гортранса не удалось и съемочной группе южноуральских Вестей – компания просто проигнорировала запросы журналистов. Некоторые эксперты, впрочем, подсчитали: на самом деле прибыль транспортных МУПов в Челябинске за год составила несколько миллиардов рублей.

Почему тогда предприятия оказались в предбанкротном состоянии?

При нормальной организации, например, на трамвае, самом эффективном городском транспорте, операционные расходы на одну поездку одного пассажира – 3 рубля, – считает Яков Гуревич, эксперт по инфраструктурным вопросам. – У нас сейчас проезд 20 рублей и при этом 10 рублей убытков. Ну вот что нужно было сделать, чтобы довести до такого состояния?

Транспортные МУПы уничтожают намеренно, уверен эксперт Яков Гуревич. Эти предприятия, может быть, и кормушки, но, обанкротив их, можно получить еще больше денег.

Ходят слухи, что челябинские власти хотят вообще убрать громоздкий транспорт из города, а на освободившиеся направления запустить маршрутки определенной компании. О своем намерении зайти на рынок челябинских перевозок говорили и московские инвесторы.

Будет ли это частный инвестор или государственный – покажет время и вся ситуация. Должен быть разработан бизнес-план, выработана дорожная карта оздоровления предприятия.

Если же не получится это сделать, то тогда будет частный инвестор, – комментирует Александр Павлюченко, депутат Челябинской городской Думы.

Этот вариант развития событий – передачи муниципального транспорта в частные руки – эксперты вообще называют катастрофой. Частный инвестор в таком случае возьмет в заложники весь город и будет диктовать свои условия и цены.

Между тем Гортранс может быть рентабельным, уверен бывший мэр Миасса Владимир Григориади. 20 лет назад он внедрил в отдельно взятом городе транспортный коммунизм. Пассажиры тогда вообще не платили за проезд – и так продолжалось целых 10 лет!

Тем не менее, перевозчики не разорились. Главное, говорит, – грамотное руководство и… эстетика.

Нужно сделать так, чтобы на общественном транспорте можно было ездить с удовольствием. Когда мы ввели бесплатный проезд, я заставлял занавески вешать на окна, мыть троллейбусы и автобусы вовремя, – говорит Владимир Григориади, экс-глава Миасса, автор идеи транспортного коммунизма.

О трамваях, в которых было бы приятно ездить, челябинцам можно только мечтать, хотя выпускают современные составы под боком – в Усть-Катаве. Челябинские власти ссылаются на дороговизну таких вагонов – около 15 миллионов за состав.

А эксперты утверждают: денежных вливаний в электротранспортное предприятие не делают намеренно – хотят уничтожить.

Тем не менее, на днях глава Челябинска заявил: абсолютно весь общественный транспорт ждет финансовое оздоровление. Затем, если это не поможет, в апреле стартует судебный процесс по банкротству транспортных МУПов.

И, скорее всего, этого избежать не удастся – в сегодняшнем виде автотранспортные предприятия просто не могут существовать. Под яркими наклейками на автобусах и троллейбусах скрываются прогнившие насквозь кузова, а прибыль оседает в чьих-то карманах.

Поэтому, если от руководства города не последует решительных шагов, скорее всего, весь транспорт все-таки перейдет в частные руки. Сколько тогда будет стоить проезд в автобусе или трамвае – остается только предполагать.  

Текст:

ГТРК Южный Урал

Проблемы муниципального транспорта Челябинска


Читать также:

Читайте также: