Беднеющие россияне скупают технику в кредит

Беднеющие россияне скупают технику в кредит

Россияне, увидев, как стремительно падает рубль к основным валютам, бросились скупать бытовую технику в кредит. В начале этого года банкиры отметили нетипичный для января рост спроса населения на кредиты для покупки товаров в торговых сетях.

В январе, как правило, самые низкие показатели выдачи кредитов в году. Однако сейчас показатели сравнялись с ноябрем 2015 года, пишет Коммерсант.

По мнению экспертов, граждане повторяют прошлогодние ошибки. Они активно скупают, правда, теперь уже в кредит, товары в торговых сетях.

В условиях девальвации рубля и усугубляющегося экономического спада это может быть рискованным как для заемщиков, так и для банков.

Январский всплеск выдач POS-кредитов отмечают все участники банковского рынка. Большинство банкиров из топ-5 игроков на рынке POS-кредитования (ХКФ-банк, Ренессанс кредит, Альфа-банк, ОТП-банк и Русфинанс-банк) это подтвердили.

Так, в ХКФ-банке и банке Ренессанс кредит сообщили, что в январе 2016 года выдано POS-кредитов на ту же сумму, что и в ноябре 2015 года (7 миллиардов рублей в ХКФ-банке и 3 миллиарда рублей в Ренессанс кредите).

В Альфа-банке ожидают, что январские выдачи и вовсе превысят ноябрьские показатели. По итогам января банк прогнозирует выдачи на уровне 4 миллиардов рублей, в ноябре прошлого года он выдал таких кредитов на 3,6 миллиарда рублей.

В меньшинстве оказался Русфинанс-банк, выдавший в январе меньше POS-кредитов, чем в ноябре.

По словам банкиров, особенно активно в январе граждане скупали электронику и бытовую технику, как и в разгар обрушения курса рубля год назад. Разница лишь в том, что сейчас это все больше делается в кредит, а не за свой счет.

Отмечают существенный рост спроса населения на электронику в январе и ритейлеры. В этом году общерыночные продажи смартфонов за прошедший период в январе практически остались на том же уровне, что и в ноябре 2015 года.

Годом ранее январь отставал от ноября более чем на 20 процентов,— пояснили в Евросети.

В 2016 году январь действительно стал очень активным месяцем с точки зрения POS-кредитования. Традиционно в январе наблюдается спад по сравнению с концом года, а в этом году объемы выдач кредитов в январе находятся на уровне октября-ноября, что нетипично для нашего рынка,— говорят и в Связном.

По словам участников рынка, нетипичное поведение потребителей объясняется несколькими причинами. Электроника и бытовая техника в основном импортные и из-за роста курсов валют могут подорожать быстрее других товаров, например мебели или одежды, что подогревает спрос,— поясняет зампред правления ХКФ-банка Александр Антоненко.

На фоне ослабления рубля некоторые ритейлеры уже повысили цены на 30-40 процентов. В итоге многие граждане в ожидании очередного витка роста цен решили приобрести товары заранее,— согласен с ним старший вице-президент по развитию банковских продуктов и маркетингу банка Ренессанс кредита Евгений Лапин.

Между тем, покупатели торговых сетей с начала 2016 года могут лишиться акций и рассрочек по кредитам на товары от банков. Причина — настойчивое желание торговых сетей повысить комиссии для банков за работу в их точках продаж, чтобы компенсировать падение доходов.

Отличие в модели поведения граждан — покупки больше в кредит и меньше за свой счет год к году объясняется существенным снижением за 2015 год доходов людей и уровня их покупательной способности. Из-за роста цен и снижения доходов от потребности в кредитах не спасают даже накопления, размещенные год назад в банках под высокие ставки, срок которых истекает как раз сейчас.

Свою роль сыграло активное продвижение программ кредитования ритейлерами в январе 2016 года.

В то же время, как год назад, в январе 2015-го, большинство кредитных программ было заморожено из-за резкого повышения ключевой ставки (на 6 процентных пунктов) и рисков кредитования под повышенные соответствующим образом кредитные ставки. На серьезный рост продаж в начале этого года по сравнению с прошлым годом, кроме ослабления рубля, мотивирующего совершать инвестиционные покупки, могло повлиять и решение многих россиян остаться на новогодние каникулы дома.

Впрочем, как показал прошлогодний опыт, особого экономического смысла в повышенном потреблении таких товаров, а уж тем более в кредит, нет, указывают эксперты. Аналогичный всплеск ажиотажного спроса на товары из-за ожиданий повышения цен уже был в конце 2014 года.

В итоге, рост цен не оказался столь значительным, так как продавцы, желавшие сохранить свою долю рынка, не стали отражать в ценниках реальное ослабление рубля, чтобы не отпугнуть потребителей.

Россияне скупают технику и отказываются от поездок за рубеж.


Читать также:

Читайте также: